Тенденция строительства складских комплексов последних лет – активное внедрение автоматики и роботизированных систем обслуживания. Нововведения затрагивают не только сектор учета, но и непосредственно организацию хранения. Наиболее важный вопрос, который приходится решать владельцам комплексов, – рациональное использование имеющихся площадей и баланс между плотностью складирования грузов и оперативностью их загрузки, выгрузки, перемещения. Паллетные стеллажи с системой «шаттл» являются выгодным решением в данном случае.
Что такое система «шаттл»
Данные конструкции позволяют укладывать до 10 паллет на 1 SKU. Основа системы – так называемый шаттл. Он представляет собой мобильную автоматизированную платформу, которая движется по направляющим вдоль набивных стеллажных рядов. Роботизированная техника управляется дистанционно с помощью переносного пульта. Шаттл сконструирован на устойчивом шасси, что исключает риск падения паллеты при транспортировке. Большие колеса, покрытые упругим материалом, обеспечивают практически бесшумное скольжение по рельсам.
Принцип работы системы
Производственный процесс выглядит следующим образом:
- с помощью штабелера шаттл устанавливается на первую позицию ряда;
- паллета укладывается на первый участок линии;
- с пульта подается команда запуска, шаттл подхватывает поддон и перемещает его на свободное место стеллажного ряда, после чего возвращается в исходное положение. В это время штабелер отправляется за следующей паллетой.
Выгрузка поддонов со стеллажей происходит по обратной схеме. Шаттл захватывает крайнюю паллету и перевозит ее к штабелеру. Для управления работой механизма не требуется особых навыков, команды отдаются с использованием нескольких кнопок.
Шаттл можно перемещать с одного ряда на другой с помощью складской грузовой техники. Обычно количество подвижных платформ равняется числу ричтраков или погрузчиков, работающих в терминале. Система хорошо подходит для установки на накопительных участках и в зоне комплектации.
Используемые технологии
Роботизированные системы могут работать по любому из двух принципов:
- FIFO. Между стеллажами устраивается сквозной проход. Тележка принимает поддоны на хранение с одной стороны и отгружает их с другой по типу гравитационных конструкций;
- LIFO. Проход между стеллажами может быть тупиковым. Система работает как набивной стеллаж, когда штабелер ставит поддоны на край, не заезжая в проход.
Основные преимущества системы «шаттл»
- Максимальные показатели емкости хранения.
- Высокая скорость работы.
- Простое управление с пульта ДУ.
- Возможность работы в неотапливаемых помещениях при температуре до -30 °С.
- Минимальный простой подъемно-транспортного оборудования.
- Возможность использования каждого уровня стеллажей для разных SKU.
- Сохранность стеллажного оборудования, так как тяжелая техника не заезжает в междурядные проходы.
При установке системы «шаттл» для паллетных стеллажей на производстве или в складском комплексе важно учесть дополнительные затраты. Потребуется покупать и обслуживать дополнительные единицы техники и оплачивать электроэнергию, необходимую для работы механизма. Также роботизированные платформы предъявляют высокие требования к геометрии паллет и самого груза.
Использование систем «шаттл» является оптимальным на складах и в терминалах с большой разгрузочно-погрузочной способностью при максимальной плотности хранения.